Основными задачами Института в области научной деятельности являются выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, использование новейших научных достижений и технологий в обучении, разработка наукоемких проектов в интересах развития экономики и обеспечения безопасности страны, повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, подготовка научно – педагогических работников высшей квалификации.

Научно-исследовательская работа регламентируется планом научно-исследовательской работы факультетов института. Научно-исследовательская работа организуется кафедрами факультета.

Важнейшими задачами научно-исследовательской работы на факультетах являются:

  • Проведение фундаментальных, прикладных и поисковых исследований;
  • Совершенствование подготовки специалистов и научно-педагогических кадров по направлению факультета;
  • Участие в разработке важнейших проблем развития и совершенствования высшего образования.

Научные исследования на факультете проводятся на основе:

  • Международных, национальных и региональных программ;
  • Заказов юридических и физических лиц;
  • Институтских программ и инициативных проектов (грантов);
  • Программ и инициативных проектов факультета.

Планы научных исследований и отчеты по ним обсуждаются и принимаются Ученым советом Института и Советами факультетов.

Финансирование научно-исследовательской работы осуществляется за счет:

  • Частных средств и частично бюджета института, направляемых на развитие фундаментальных, прикладных и поисковых исследований;
  • Средств от выполнения договоров с заказчиками, в том числе зарубежными;
  • Средств различных фондов, в том числе и зарубежных;
  • Добровольных пожертвований, целевых взносов юридических и физических лиц;
  • Других источников, разрешенных законом.

Воспитательная работа на факультете является неотъемлемой составной частью процесса подготовки специалистов. Она нацелена на формирование всесто¬ронне развитой личности студента, ее социальной активности, профессионализма.

Основными задачами воспитательной работы в институте являются:

  • Раскрытие творческих, интеллектуальных и организационных способностей обучающихся;
  • Эстетическое и духовно-нравственное воспитание;
  • Организация оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни;
  • Развитие студенческого самоуправления;
  • Организация студенческого досуга, помощь в реализации студенческих инициатив.

Научные конференции являются неотъемлемой частью научной работы в Гуманитарном институте имени П.А. Столыпина. Именно молодежь зачастую наиболее активно участвует в организации и работе конференций.

Наибольшую активность студенты «Гуманитарного института имени П.А.Столыпина» проявляют в проведении ежегодной студенческой конференции «Столыпинские чтения». На конференции активно выступают студенты, которых приветствует ведущий специалист по молодёжной политике управы района «Южное Бутово». Деканы награждают студентов за активное участие в учебно-образовательном процессе и организации проведения НИР института.

Гуманитарный институт имени П.А. Столыпина также активно участвует в проведении научно-практических конференций, в которых значительную роль играет активное участие не только студенты, но и ученые. 24 апреля 2010 года Гуманитарный институт имени П.А. Столыпина совместно с Администрацией муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области проводили научно-практическую конференцию «Модернизация системы местного самоуправления в Российской Федерации: тенденции, проблемы, пути решения». В материалах научно-практической конференции на основе современных исследований и обобщений практики рассмотрены проблемы реформы местного самоуправления, развития муниципальной службы и работы с кадрами, информационно-технологического обеспечения деятельности муниципалитетов и сферы редакции. Активное участие и поддержку проведению конференции оказали: Управление образования Администрации Воскресенского муниципального района Московской области, Общественно-экспертный совет муниципального образования «Городское поселение Белоозерский», Московский социально-педагогический государственный университет, Московский педагогический институт, Столичная финансово-гуманитарная академия. Были проведены как пленарные доклады, так и обозначены материалы круглых столов (на темы местного самоуправления, научного, экспертного и информационно-аналитического обеспечения муниципального управления, подготовки кадров и т.п.).